Матрешка Семеновская (круглая) сделано своими руками

  • Закрыть ... [X]

     Деревянные подружки

     Любят прятаться друг в дружке,

     Носят яркие одёжки,

     Называются-матрёшки.

    Е.Крысин

         По одной из версий в  конце XIX века в семью Мамонтовых – известных русских промышленников и меценатов – то ли из Парижа, то ли с острова Хонсю кто-то привез японскую точеную фигурку буддистского святого Фукуруджи (Фукурума), которая оказалась с “сюрпризом” - она разымалась на две части.      

           История развития игрушечного промысла в России позволяет предположить, что созданию русской матрешки способствовала традиция точения и росписи на Пасху деревянных яиц.  Создателем первой русской матрешки стал известный художник С.В. Малютин, он изобразил на фигурках девочку в сарафане и платке с черным петухом в руках. Игрушка состояла из восьми фигурок. За девочкой шел мальчик, затем опять девочка и т.д. Все они чем-нибудь отличались друг от друга, а последняя, восьмая, изображала завернутого в пеленки младенца.  Токарная форма игрушки была предложена токарем  В.П. Звездочкиным.

           Распространенным именем в то время было имя Матрена - так и появилась всеми любимая Матрешка.      Мастерская – магазин “Детское воспитание” А.И. Мамонтова в Москве, где с 1898 года работал токарь В.П.  Звездочкин  стала местом  рождения новой оригинальной игрушки, быстро завоевавшей славу национального сувенира.  С этого времени можно отсчитывать  и возраст матрешки.

     

          Сергиевская или загорская матрешка  

         Несмотря на московское происхождение, настоящей родиной матрёшки всё же стал подмосковный Сергиев Посад.   Промысел возник предположительно в XVII столетии, фигурка девочки в платочке, напоминавшая многих соседских Машек, Парашек и Матрешек, вызывала интерес сергиевских игрушечников благодаря оригинальности конструкции и своему народному характеру.     

          Силуэт и стиль росписи матрешки в Сергиевом Посаде менялись с течением времени. В начале XX века большое влияние на тематику оказало общее увлечение русской историей. В период с 1900 по 1910 год появились серии матрешек, изображавших древнерусских витязей и бояр, причем и те и другие иногда вытачивались в шлемовидной форме. В честь столетия Отечественной войны в 1912 году были изготовлены “Кутузов” и “Наполеон” со штабами.     В качестве сюжетов росписи матрешек использовались и литературные произведения русских классиков – “Сказка о царе Салтане ”, “Сказка о рыбаке и рыбке” А.С. Пушкина, “Конек - Горбунок ” П.П. Ершова, басня “Квартет” И.А. Крылова и многие другие… А из всего разнообразия тем и сюжетов росписи наибольшее развитие получили бытовое, так как они отражали праздники и будни каждого кустаря, поэтому были общедоступны и любимы как мастерами, так и покупателями. Это женихи и невесты с многочисленными родственниками и гостями, цыганки, старообрядцы, урядники, купцы с чадами и домочадцами, компании за самоваром и нескончаемый ряд девчонок и мальчишек, взрослых баб и мужиков с корзинками, узелками, посудой, живностью, инструментом или угощением в руках.   

             В 1913 году большинство мастеров – матрешечников объединились в артель. А в 1930 году  Сергиев  Посад переименовали  в г. Загорск  и матрешка стала называться  загорская.  Поменялся и стиль росписи  он стал  более экономный и близкий к первоначальной идее С.В. Малютина. При упоминании о “загорской” матрешке перед глазами встает изображение круглолицей девушки в платке и прикрытом передником сарафане, расписанных сочно и ярко несложными цветами, листочками и точками. Созданная в 1913 году артель матрешечников  позднее она стала фабрикой игрушек и культтоваров.  

          Семеновская и мериновская матрешки

         С давних времен жители лесного Заволжья занимались художественной обработкой дерева. В конце XX столетия сложились и игрушечные промыслы. Наибольшую известность приобрели игрушки из Городца и Федосеева. В 1922 году мериновский мастер А.Ф. Майоров купил на Нижегородской ярмарке сергиевскую игрушку. Игрушка понравилась всему семейству. Арсений Федорович выточил сам похожую форму и вместе с дочерьми расписал ее по-своему. Вскоре не только семья Майоровых, но и многие из односельчан перешли на матрешечный промысел. Это ремесло и по сей день остается основным для мериновских мастеров.    Несмотря на незатейливое решение образа, изготовление матрешек в Меринове и Семенове по декоративному оформлению было более ярким и своеобразным, чем в Загорске. Эти матрешки расписываются стилизованными цветами контрастных тонов. В композиционном отношении роспись иногда напоминает пышный букет.

            Полхов Майдановская матрешка  

          Почти одновременно с мериновской в Поволжье появилась еще одна матрешка – в большом селе Полховский Майдан. Своей формой полховская матрешка заметно отличается от своих сергиевских и семеновских сестер. Роспись полховских матрешек строится на сочетании малиново – красного, зеленого и черного цветов по предварительно нанесенному тушью контуру. “Цветы с наводкой” – наиболее типичная и любимая в Полховском Майдане роспись, а так же  “пестрение” – украшение при помощи отдельных мазков, “тычков” и точек.    

           Мастера Полховского Майдана, как и мериновские и семеновские соседи, расписывают матрешку анилиновыми красками по предварительно загрунтованной поверхности. Красители разводятся спиртовым раствором. Роспись же сергиевских матрешек производится без предварительного рисунка гуашью и лишь изредка акварелью и темперой, а интенсивность цвета достигается при помощи лакировки.     

         У Полхов – Майданской матрешки нет рук. Это связывают с легендой о том, что в тех местах было много беглых пугачевцев и разинцев. Среди них была  Марья - разбойница, грабившая купцов и раздававшая деньги крестьянам.  Её схватили и казнили в один из зимних воскресных дней четвертованием. Вид крови на снегу ошеломил присутствующих. Мастера росписи решили в игрушки увековечить память о ней. Поэтому  у них матрешка без рук, а на росписи  много маков и плодов красного цвета. 

          Вятская игрушка

          Наиболее сложной технологией изготовления отличается матрешка  из Вятки. Помимо традиционной росписи, в ее оформлении используется инкрустация соломкой.     

          Но сделано вятской матрешке повезло меньше, чем ее подмосковным и поволжским родственницам. Массовому же изготовлению вятской матрешки, по всей вероятности, помешала сложность самого процесса инкрустации, требующего больших затрат времени   и  высокого уровня мастерства.

          Крутецкая матрешка

         Крутецкая матрешка несколько отличается по форме и росписи. У крутецских мастеров присутствует непреодолимая тяга к экспериментам, к большей свободе в выборе сюжетов, к вариативности орнаментики, к большей дробности узора, к живописному письму маслом, построенному на динамичном мазке кистью. В Крутце какой-то мастер точит матрешек несколько вытянутой формы, другой тяготеет к более округлым объемам, некоторые подражают мериновской или сергиевопосадской формам куколок, а иная красавица столь полна, что приближается по форме к шару. Такое же разнообразие и в росписи: у кого-то изделия яркие, цветастые, кто-то любит более приглушенные и темные тона, а иные предпочитают писать в два, три цвета. Матрешки строгие и веселые, с руками и без рук, глазастые, с пушистыми густыми ресницами и глазами в виде запятой, с губками бантиком и в виде галочки, с одной косой, двумя, без кос, но с кудрями, с прямым пробором и на косой рядок. Куклы в нарядах с крупными и мелкими цветами, с завитками, точками, ромашками и со сказочными цветами дают   множество вариантов композиционного решения – фантазия здесь не знает границ .

          Прилавки магазинов и лотки на базарах пестрят боярышнями в украшенных золотом одеждах, русскими красавицами в причудливо расписанных шалях. Часто встречаются и матрешки, изображающие популярных политических лидеров с заметным портретным сходством. Встречаются матрешки сросписью “под Хохлому” или “Гжель”. 

            Что касается количества мест, то самой распространенной и поныне самой популярной является пятиместная матрешка. Однако часто встречаются также матрешки в три- семь- десять- пятнадцать мест. Последнее, кстати, не предел. В 1913 году была выточена 48-ми местная матрешка. Правда, такая кукла большая редкость, её изготовление требует большого мастерства от токаря, а массовый выпуск таких матрешек невозможен.       

            Роспись собственной матрешки - дело  не легкое и  кропотливое. Классической темой для росписи матрешек являются цветы. Однако цветы -  это лишь одна из возможностей. Элементы орнамента  или украшение можно придумать самим и тогда Ваша матрешка будет единственной в мире.     Существует поверье, что если внутрь матрёшки положить записку с желанием, то оно непременно исполнится, причем, чем больше труда вложено в матрёшку, т.е. чем больше в ней мест и чем качественней роспись матрёшки, тем быстрее желание исполнится. Матрёшка – это тепло и уют в доме»

    http://www.organizmica.org/archive/504/grmd.shtml

    http://www.soldatru.ru/art/art/art72.php

    http://www.atexnik.ru/index/iskusstvo_i_kultura/istoriya_russkoj_matreshki.php

     

     

     


    Источник: http://stranamasterov.ru/node/637192


    Поделись с друзьями



    Рекомендуем посмотреть ещё:



    Мастер-класс: текстильная матрешка. Своими руками сделаем поделку из ткани Благородный интерьер гостиной в светлых тонах

    Матрешка Семеновская (круглая) сделано своими руками Матрешка Семеновская (круглая) сделано своими руками Матрешка Семеновская (круглая) сделано своими руками Матрешка Семеновская (круглая) сделано своими руками Матрешка Семеновская (круглая) сделано своими руками Матрешка Семеновская (круглая) сделано своими руками Матрешка Семеновская (круглая) сделано своими руками Матрешка Семеновская (круглая) сделано своими руками

    ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ